Когда заходит речь о ФСС, многие вспомнят только о больничных листах. Кто-то вспомнит о пособиях и декретах. Но ведь это далеко не всё. В условиях кризиса и грядущего повышения налогов с фондов оплаты труда, не пора ли более  подробно изучить свои права, положенные нам по законодательству в части возмещения ФСС затрат на улучшение состояния рабочих мест в организации. Не стоит ли задуматься о том, что работодатель должен обеспечить работников достойными условиями труда? Данная процедура на самом деле не так уж и сложна. Вопрос: почему этим практически не пользуются коммерческие организации. Что это? Нежелание руководителей обеспечить работников приемлемыми условиями труда или элементарная безграмотность в части знания законодательства? Что же необходимо сделать, чтобы и условия труда работников улучшить, и  денежек из своего кармана за это не платить?
                   Первые шаг работодателя в данном направлении: аттестовать рабочие места по условиям, в которых работают люди. Что необходимо помнить в этом случае? Размер средств, истраченных вами на предупреждающие меры по охране труда, которые возвратит вам ФСС, не может быть больше пятой части сумм страховых взносов, начисленных за предыдущий год. Следует учесть и выплаты по страхованию от НСиПЗ, если таковые имеются, произведенные вашей фирмой в предыдущем году. То есть истратить вы можете и больше, но это из разряда: съесть-то он съест, да кто ему даст. Фонд вам возместит только эти 20%. Финансирование же положено в пределах лимитов, отчисленных на эти цели Фондом региональным отделениям.
                  Т.е. можно начинать поиски организации, которая займется аттестацией рабочих мест на вашем предприятии. Как только определитесь с организацией, надо будет определиться и с количеством рабочих мест, по которым будет проведена аттестация. Сумму, которую мы можем затратить без ущерба для себя, мы уже знаем, правда? Она составляет 20 % от той суммы, которую мы начислили для перечисления в ФСС в прошлом году на несчастные случаи на производстве и профзаболевания, за исключением суммы, учтенной при перечислении средств в Фонд (при наличии в организации таковых). То есть, если у вас уже была аттестация, травматические случаи на производстве, случаи профзаболеваний, то эти суммы вам придется исключить. Кроме того, вам придется исключить и суммы, затраченные на приобретение спецодежды, если при этом Фонд возмещал вам затраты на нее. После расчета суммы можно смело заключать договор о проведении аттестации рабочих мест с выбранной нами аккредитованной организацией. То есть, наиболее целесообразно поставить эту организацию в известность о сумме, на которую вы готовы заключить договор, а количество мест, на которых будет проведена аттестация, там рассчитают сами.
                   Что мы должны сделать дальше. Мы должны передать «Заявление о финансировании» в отделение Фонда по месту своей регистрации. Сделать это надо до 1 августа. К «Заявлению» приложите «План финансирования». В нем укажите сумму финансирования. План должен быть составлен по утвержденной форме, согласно приложению к «Правилам финансирования в 2008 году и в плановый период 2009-2010 годов предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профзаболеваний работников». Формы Заявления и Плана финансирования можно взять, как непосредственно в вашем отделении Фонда, так и на сайте ФСС (fss.ru). К ним необходимо приложить копию Договора о предоставлении услуг с организацией, которая будет проводить аттестацию рабочих мест, а также калькуляцию стоимости услуг, и копию аттестата аккредитации на проведение аттестации рабочих мест по условиям труда, этой организации.
                   Что теперь? Теперь ждем ответа ФСС. Если сумма страховых взносов, начисленных за предыдущий календарный год, составляет до 6 000 тыс. рублей включительно – решение выносится исполнительным органом Фонда в течение 10 дней со дня принятия документов. Если сумма страховых взносов на НСиПЗ составляет более 6 000 тыс. рублей – это уже согласовывается с вышестоящим органом Фонда. Это занимает 18 дней. Решение Фонда в течение трёх дней должно быть направлено в вашу организацию (если вам откажут в финансировании или согласовании – обязательно должны обосновать их причины).
                   Что нужно помнить? Исполнительный орган Фонда может отказать, если имеются веские причины, как-то: недоимка; не весь перечень документов; если представленные работодателем документы содержат заведомо ложную информацию. Поэтому, прежде чем подавать заявление убедитесь, что в этом отношении у вас все в порядке.
                   Вот и получен положительный ответ. Можно приступать. Затем дождаться от организации проводящей аттестацию заключительного акта.
                   Теперь остается только правильно заполнить расчетную ведомость в ФСС.
                   И последний совет. Когда поедете сдавать эту ведомость, захватите ксерокопию платежного поручения об оплате услуг этой организации и ксерокопию заключительного акта, чтобы подтвердить расходы. На всякий случай можно заверить печатью вашей организации.