Предпринимательская деятельность достаточно рискованное занятие и в ваших интересах свести все риски к минимуму. Сегодня поговорим о том, нужно ли проверять своих контрагентов и как это сделать.

Естественно, не стоит проверять поставщика канцтоваров на сумму в несколько тысяч рублей. Однако, если вам предстоит заключить крупный контракт или  сделку с отсрочкой платежа, заняться проверкой контрагента стоит.

Во-первых, этим вы обезопасите себя от возможных претензий налоговых и правоохранительных органов. Во-вторых, и это очень важно, вы исключите для себя  возможные  негативные гражданско-правовые последствия, которые могут возникнуть в связи с сотрудничеством с неблагонадежным поставщиком.

Разумная предусмотрительность поможет избежать судебных тяжб и предотвратить финансовые потери. Для начала, если вы еще не сделали этого, возьмите за правило, иметь свои шаблоны всех  видов договоров, которые вы уже обсудили со своим юристом. Не секрет, что тексты заключаемых договоров  читаются невнимательно, особенно, если они достаточно объемные и имеются пункты, напечатанные мелким шрифтом. А потом, после возникновения конфликтной ситуации, возникают сюрпризы в виде тех положений договора, на которые вы не обратили внимание.

Далее, проводите проверку по следующему алгоритму.

1. Перед заключением сделки попросите предоставить вам учредительные документы (Устав, учредительный договор, ИНН, свидетельство о государственной регистрации) и сделайте для себя копии.

2. Если ваш контрагент пытается заключить с вами сделку с отсрочкой платежа, обязательно потребуйте предоставление баланса фирмы за последний год. Если вам отказывают, вполне возможно, что фирма неплатежеспособна, ее  уставной капитал маленький и не покроет ваших возможных издержек. Есть повод задуматься. Если баланс вам представили, сами или с вашим экономистом-бухгалтером проведите поверхностный анализ – выясните размер активов и уставного капитала, наличие дебиторской и кредиторской задолженности, имеющиеся долги перед бюджетом по налоговым и другим обязательным платежам, соотношение собственных и заемных средств. 

3. Поищите информацию о фирме в неофициальных источниках, в сети, через знакомых и т.д.

4. Попытайтесь узнать деловых партнеров и клиентов данной фирмы, вполне возможно, они расскажут вам нечто интересное.  

5. Выясните, находится ли фирма по указанному юридическому адресу, посмотрите офис, это поможет дополнить ваше впечатление о фирме.  

Постарайтесь узнать как можно больше информации о своем контрагенте и потом решать вопрос о заключении договора, и на каких условиях.