Положительный опыт Германии и Великобритании в содействии малому бизнесу как пример для противодействия кризисным явлениям в России

На сентябрь 2009 г. количество зарегистрированных предприятий с численностью работников менее 15 человек по России составило 282,7 тыс. единиц, тогда как, в Германии насчитывается около 3млн. единиц малых предприятий, что составляет приблизительно 95 % коммерческих предприятий страны. В Российской Федерации на 10000 жителей приходится всего 60 прошедших регистрацию организаций малого бизнеса, тогда как только в перерабатывающей промышленности Великобритании более 143 предприятий, Германии около 50. В рамках глобального экономического кризиса в крайне тяжелой ситуации оказался малый бизнес, что напрямую связано с падением покупательского спроса и сокращением возможностей получения кредитов в банковской сфере. Так, например, во Франции объем оборота малых предприятий сократился на 70- 75%, а в Германии снижение объема и финансирования составило всего 25%. Разнообразные статистики указывают на стабильное положение сектора малого бизнеса в Великобритании и Германии, поэтому целесообразно будет исследовать положительный опыт этих стран применительно к российскому малому предпринимательству.
На период 2009-2012 годов сектор малого бизнеса в Российской Федерации будет совершенствоваться в соответствии с «проектной картой». Правительство опубликовало проект программы антикризисных мероприятий на своем сайте.
Важным приоритетом антикризисных мероприятий Правительства в 2009 году было названо сокращение административных барьеров для малого предпринимательства. Предполагается ужесточить борьбу с бюрократизмом со стороны Счетной палаты, ведомственных органов Российской Федерации, Федеральной антимонопольной службы, прокуратуры при осуществлении контроля с целью выявления первостепенных препятствий реализации предпринимательской деятельности. Однако на прошедшем 7 октября заседании Всероссийской общественной организации малого бизнеса «ОПОРА РОССИИ» глава правления Сергей Борисов подчеркнул, что большинство бюрократических нарушений происходит по причине юридической неграмотности предпринимателей. Еще одной причиной административного давления может являться отсутствие развитой системы частно- государственного партнерства в лице исполнительной власти, с одной стороны, и союзов предпринимателей, торгово-промышленных палат с другой. По оценкам Сергея Борисова, в рядах ОПОРЫ знают закон чуть более половины предпринимателей, в рядах индивидуальных бизнесменов (неконсолидированный бизнес) данный показатель не превышает 20%. В свою очередь, правительственный орган по поддержке малого предпринимательства Великобритании еще в 2002 году начал проводить активную консультационную политику предпринимателей, включающую бесплатное оказание юридической помощи малому бизнесу. Германия решает вопрос снижения административных барьеров следующим образом: созданные еще при зарождении капитализма торгово-промышленные палаты в современной истории представляют собой государственные органы. В настоящее время каждый предприниматель должен являться членом торгово-промышленной палаты. Ни один нормативно-правовой акт в Германии, относящийся к сфере малого предпринимательства, не утверждается без согласования с палатами предпринимателей. В настоящие время торгово-промышленные палаты Германии принимают участие в формировании и распределении многоуровневых бюджетов, подготовке проектов в законодательство Германии, относящихся к регулированию деятельности предпринимателей. Торгово-промышленные палаты оказывают воздействие на многие сферы жизни общества, принимают участие в собраниях и совещаниях органов местного самоуправления, приводя в исполнение важнейшие социально-экономические решения, способствующие росту благосостояния страны. Торговые палаты Германии являются инфраструктурой развития малого предпринимательства, в состав которой входят и представители СМИ, и консультационные службы. Первоочередная задача палат – содействие развитию малого предпринимательства в Германии. Таким образом, в России необходимо принять закон о потребительской кооперации и совершенствовать федеральный закон 1995 года «О торгово-промышленной палате РФ». Результатом данных законодательных мер должно стать присвоение статуса государственного органа и наделение соответствующими правами и обязанностями торгово- промышленной палаты РФ. Консультативная и юридическая помощь предпринимателям должна оказываться не в рамках действующих программ по развитию среды для малого бизнеса, а носить регулярный характер при специализированном правительственном органе. На данный момент министерства и ведомства России еще не проявляют готовность к взаимодействию с малым бизнесом.
Российская антикризисная Программа по поддержке малого предпринимательства также предусматривает мероприятия по развитию конкуренции в сфере торговли. Хотя, как показывают социологические исследования, проведенные в предпринимательских кругах в мае 2009 года, конкуренция в связи с кризисом ужесточается, и известны случаи вовлечения банков в схемы рейдерских захватов. Увеличение числа рейдерских захватов отмечают 23% опрошенных. В таком случае целесообразно конкретизировать российские законы антирейдерской характера и главу гражданского кодекса, связанную с закреплением интеллектуальной собственности, ориентиром для которой могут стать законодательные базы Германии и Великобритании.
Финансовая стратегия в Германии включает также помощь при экспорте и поддержку инвестиционных возможностей малого бизнеса, тогда как Великобритания направила силы на ускорение процедуры госзаказов. В целом, финансовые меры трех стран однонаправленные, и приоритетом является поддержка региональных проектов. Существенной мерой для России должно стать выделение средств на региональные инфраструктурные проекты (строительство дорог, модернизация научно-образовательных учреждений). Как показывает практика экономически развитых стран (в данном случае Германии и Великобритании), инвестирование инфраструктурных проектов в регионах, как мера борьбы с кризисными явлениями, позволит выделить малым предприятиям новые рабочие места, а также произведет естественное финансирование сектора малого предпринимательства. Екатерина Семенова, депутат члена Комитета по собственности Госдумы РФ отметила еще один важный пункт «проектной карты» - госзакупки у предпринимателей. Сегодня суммарная доля бизнеса в сфере государственных закупок не превышает 20%. В результате принятых правительством мероприятий в 2009 году чиновничий аппарат будет вынужден взаимодействовать с предпринимателями – проект Программы вводит лимит в размере 20% обязательных закупок на малых предприятиях.
По-прежнему Россия заметно отстает по части самого механизма и доступности кредитования малых предприятий от Германии и Великобритании.Так, с помощью «Системы финансового гарантирования предпринимательства» через посреднические банки до 31 марта 2010 года Великобритании будет осуществляться программа по гарантированию кредитов малому бизнесу, используемых на расширение оборотного капитала и на инвестиционные проекты. Кредиты предоставляются от 3 месяцев до 10 лет, с годовым оборотом не более 25 млн. фунтов стерлингов. Программой «Поддержки оборотного капитала» предусмотрено страхование общих банковских рисков при кредитовании предприятий с ежегодным оборотом до 500 млн. фунтов стерлингов. Для оказания экстренной финансовой помощи местным малым предприятиям, при краткосрочной нехватке оборотных средств, в конце 2008 года был образован « Региональный кредитный фонд переходного периода».
Примечателен опыт кредитования в Германии: государственный банк развития при федеральном правительстве КФВ (Кредитанштальт) предоставляет кредиты под очень низкие проценты и на очень длительные сроки действия. Кредиты предоставляются с твердой процентной ставкой и подлежат погашению по плану, установленному в момент утверждения кредитования. Для всех кредитов действует принцип вещественного обеспечения долга. Одновременно банк реализует программу объемом 15 млрд. евро, рассчитанную до конца 2010 года, способствующую привлечению частных кредитов малому предпринимательству. Также реализуется национальная программа по предоставлению кредитов и гарантийных обязательств. К новым финансовым инструментам политики Германии в сфере малого предпринимательства можно отнести скупку экспортных кредитов, что позволит поддержать кредитование экспорта.
Оптимальным пакетом мер для российского кредитования в кризисных условиях должны стать расширение программ кредитования сферы малого бизнеса, прозрачность и доступность процедуры получения кредитов, а также предоставление Центральным банком РФ значительных займов частным банкам, а они, в свою очередь, будут обязаны выдать кредиты небольшим кампаниям. Российское правительство должно осуществлять регулярный мониторинг за деятельностью банков и посреднических организаций.
Распределение субсидий федерального бюджета на развитие малого предпринимательства в России осуществляется пропорционально доле малых компаний, действующих на территории региона. Данная схема не является эффективной, т. к. не учтены качественные показатели сектора малого бизнеса отдельно взятого региона. Целесообразно распределять и перечислять субсидии, исходя из расчета потребностей и состояния малого предпринимательства в регионе, причем авансовым способом или безвозмездным способами. В Германии и Великобритании субсидии достаточно часто предоставляются на безвозмездных условиях. В основу для расчета субсидий берется запланированный объем инвестиций. Существуют также надбавки, которые не подлежат налогообложению и применяются по требованию. Субсидии же предоставляются по усмотрению и последующему налогообложению распределяющего их органа. Однако субсидирование является косвенной мерой поддержки малого предпринимательства.
Показательно, что главный рычаг воздействия на бизнес - и в отрицательном, и в положительном смысле - налоговый. В рамках господдержки реального сектора российской экономики для малых предприятий в конце 2009 года снижены налоговые издержки. Введены в действие налоговые льготы для приоритетных научных разработок. Однако замена единого налога на вмененный является тормозящим развитие малого предпринимательства фактором. Тогда, как в Германии освобождаются от всех налогов денежные средства, направленные организациями на повышение квалификации своих сотрудников; налог на прибыль понижен до 30 процентов, в первый год повышен размер списываемых с налогов инвестиций в собственное дело.
Итак, можно сделать вывод о том, что Россия стоит на правильном пути в сфере поддержки малому предпринимательству. Еще с 90х годов наша страна плотно сотрудничает с Германией и Великобританией в данном вопросе. Регулярно проводятся российско-германские семинары, как например, прошедший 3 апреля в Калуге, посвященный механизмам поддержки малых кампаний в условиях глобального экономического кризиса.