Между тем именно малый и средний бизнес способен быстро перестраиваться и приспосабливаться к изменившимся условиям. На организацию такого бизнеса требуется меньше средств. Четко представляя конъюнктуру рынка, он может удовлетворить потребность в продукте и обеспечить индивидуальный подход к покупателю.


Важным аргументом для развития предприятий малого и среднего бизнеса является низкие затраты. Как контролировать их? Меньше тратить или больше зарабатывать? С ростом конкуренции стало невозможным получать прибыль, повышая цены. В процессе завоевания рынка приоритетными стали следующие задачи – улучшение качества продуктов, конкурентоспособное ценообразование, предоставление покупателю дополнительных услуг. Поэтому именно снижение и оптимизация затрат позволяет предприятиям малого и среднего бизнеса завоевать и удержать свои позиции на продуктовом рынке.


Также возможно получить прибыль, наращивая объемы продаж. Но что делать, когда рынок насытится, и рост продаж прекратится? Ответ один – это оптимизация затрат. Однако никогда нельзя экономить на техническом обеспечении. Почему? Допустим, завтра оборудование выйдет из строя, и тогда вы не просто не заработаете, но и понесете убытки. Во избежание обратных результатов снижение затрат должно быть оправданным. Для этого руководитель должен четко представлять, какие затраты существуют, от чего зависят и на что влияют.


Эффективные и неэффективные затраты


Эффективными затратами следует считать те, что были выделены на производство продуктов, продажа которых принесла доход. Неэффективные (нерелевантные) затраты связаны с отсутствием дохода, либо с потерями от брака, порчи, недостачи (хищений) или простоев. Безусловно, в первую очередь необходимо снижать непроизводительные затраты. Для этого руководитель должен обозначить допустимый размер технологических потерь и определить уровень ответственности за его превышение. Например, при продвижении продовольствия естественная убыль не должна превышать 3%.


Определить нерелевантные расходы на предприятиях малого и среднего бизнеса поможет нормирование финансовых, материальных и трудовых ресурсов. Все отклонения от установленных норм следует фиксировать. Детальный анализ отклонений позволит выявить неэффективные затраты, а управленческие решения, сделанные на основе такого анализа будут способствовать устранению причин их возникновения. Также возможно потребуется коррекция самих норм.


Дабы предприятия малого и среднего бизнеса эффективно работали и развивались, следует сокращать затраты на вспомогательные работы. Содержание в штате обслуживающего персонала (электриков, сантехников, автомехаников) зачастую обходится намного дороже, чем разовое привлечение сторонних организаций. Выбор контрагентов по оптимальным условиям договора (цена – качество – сроки) – это путь реального снижения затрат для малого и среднего бизнеса.


Для отдельных предприятий наоборот выгоднее создать дополнительную структуру или подразделение, если оплата оборудования и содержание специалистов в перспективе обойдется дешевле, чем оплата услуг сторонней организации.


Допустим, предприятие малого или среднего бизнеса хорошо работает и приносит прибыль, но при распределении расходов доход съедается. Кем? Здесь может быть несколько вариантов. Арендованный склад, используемый для хранения продуктов, используется всего на 50%. В этом случае имеет смысл взять в аренду помещение меньшей площадью. Или продовольственная сеть, в состав которой входят управленческий аппарат и несколько магазинов. Два магазина убыточных. Руководитель принял решение о закрытии магазинов. Однако основные расходы приходились на управленческий аппарат. Что произошло? Прибыль снизилась, а расходы почти не изменились. Решение было неверным и привело к краху компании.


В последнем случае необходимо было проанализировать затраты и снизить именно неэффективные, коими являлись расходы на управленческий аппарат. Именно эта служба требовала сокращения на данном этапе развития предприятия. Также при продажах и загрузке производственных мощностей необходимо учитывать точку безубыточности, в которой валовая прибыль равна суммарным затратам. Продажи ниже данной цены повлекут за собой убытки.


Формирование системы управления затратами


Для этого на предприятии малого или среднего бизнеса необходимо создать единицу, ответственную за управление затратами. Как правило, это финансово-экономический отдел, который в свою очередь необходимо обеспечить информационной поддержкой для достоверного и своевременного сбора информации обо всех затратах.


Все затраты должны быть запланированными на период с учетом показателей деятельности компании – инвестиции, доходы и прочее. На протяжении всего периода осуществлять оперативный контроль за расходами, фиксировать, сравнивать фактические затраты с нормативными. Данный учет позволит проследить все хозяйственные операции в системе управленческого учета. А анализ затрат поможет выявить проблемные участки предприятия.


Результаты анализа затрат позволят руководителю принять верное решение, касающееся оптимизации затрат. Оно может быть направлено на корректировку ценообразования, диверсификацию или изменение объемов производства, а также на снижение непроизводительных затрат. Все решения по снижению затрат должны быть последовательными, а значит эффективными.


Например, один мясоконсервный комбинат, решив снизить затраты путем простой процедуры, поставил в каждом офисе дополнительную корзину для бумаг. Теперь ежемесячно получает доход от сданной макулатуры в размере 3 тысяч рублей. Также этот комбинат для снижения издержек привлекает сотрудников, поощряя и награждая ценными подарками тех, кто соблюдает нормы расходования сырья, кто предлагает интересные идеи.

Управляя затратами на предприятиях малого и среднего бизнеса, необходимо придерживаться традиционной классификации, принятой в бухгалтерском учете. Не смешивайте коммерческие затраты с общепроизводственными и управленческими.


К коммерческим затратам относятся расходы на себестоимость продукта, заработную плату, маркетинг, транспорт и командировочные расходы. Общепроизводственные затраты привязаны к конкретной номенклатуре и несут расходы, связанные именной с ней. К управленческим затратам относятся общехозяйственные расходы, расходы на содержание управленческого состава, имиджевый маркетинг, другие расходы, связанные с управлением предприятием в целом.


Главное в управлении затратами – это жить предприятиям малого и среднего бизнеса по средствам, то есть никогда не тратить больше, чем зарабатывают, всегда иметь резервный фонд для инвестиций и на случай возникновения форс-мажорных обстоятельств.
 

(0 голосов)
0 5 0