1_prev.jpgРедкий россиянин не увлекается «тихой охотой». Наступает осень, а с ней и грибная пора. Грибы сушат, солят, маринуют, морозят. Это лучшая закуска не только на каждодневном, но и на праздничном столе. Если судить по популярности этих даров леса, то возникает вопрос: а стоит ли затевать грибной бизнес, если каждый обладатель пары рук сам способен обеспечить себя этим товаром? Тем не менее, общепризнанно, что этот бизнес – выращивание грибов можно смело отнести к самым рентабельным  и самым не освоенным отраслям сельскохозяйственного предпринимательства.

 С чего начинается грибной бизнес?

Как ни странно, с правильного выбора сезона. Летом – самое время заняться сбором всех необходимых документов, решением организационных вопросов. А ближе к зиме можно непосредственно приступать к делу.

Теперь о самом бизнесе. Он обычно начинается с нуля. Например, известный грибовод из Подмосковья, обустраивая новое дело в 2007 году, потратил на его организацию примерно 5 тысяч  долларов.  Впрочем, можно потратить гораздо  большую сумму, если не будет хозяйского подхода, например, к арендуемым площадям. Упомянутый  грибовод советует не затевать строительство специального помещения для выращивания грибов. Вполне можно обойтись сараем, гаражом, теплицей, любым заброшенным зданием. А в самом начале можно приспособить для выращивания грибов даже уголок в городской квартире.

Независимо от того, какое направление  грибоводства вы выберете, технология этого дела будет состоять из производства мицелия, то есть, посевного материала, заготовки питательной среды – субстрата и непосредственно реализации грибов. Залог успеха в этом процессе в прямой связи со степенью всхожести посевного материала.

Величина дохода зависит от изобретательности

Кстати, многие новички, осваивая бизнес, начинают свою деятельность непосредственно с выращивания и реализации грибов. А субстракт в виде блоков покупают в специализированных хозяйствах. Казалось бы, такой подход намного уменьшит прибыль. Но вот расчет, основанный на практике: фермер покупает на стороне десять килограммов  блоков (условный мешок)  за 60 рублей. Но при этом продавец гарантирует, что проданные им 10 кг субстрата имеют  отличное качество, обеспечат в течение полутора месяцев (а это три урожая) три килограмма грибов. Учитывая, что по условиям постоянного договора предприятия принимают грибы по 40 рублей за килограмм, производитель получает прибыль в 20 рублей с каждого мешка. А общий доход будет зависеть от объемов производства и от знания технологии выращивания грибов.

С приобретением опыта появляются и новые идеи получения дополнительных доходов. Например, некоторые грибоводы, помимо разведения грибов, занимаются изготовлением и продажей «грибных пеньков»: сверлят отверстия в деревянных чурках, кладут в них мицелий. Получается летний вариант для желающих заняться разведением грибов. Практика показывает, что такие изделия идут нарасхват. Основное занятие плюс воплощение подобных идей позволяет грибоводам работать со 100-процентной рентабельностью. Кстати, средняя рентабельность в этом бизнесе – 40 процентов.

Что касается особенностей сбыта грибов, то тут нет никаких проблем. Статистика утверждает,  что в России фермеры и огородники в год выращивают  около 1000 тонн этого деликатесного продукта. А спрос на грибы продолжает расти. Так что возможности сбыта ничем не ограничены, рентабельность этого производства очень велика. Но прежде чем начинать его развитие, необходимо разработать собственный бизнес план.

Нюансы составления бизнес-плана

Это солидное название порой пугает потенциальных предпринимателей. Нужно исходить из того, что бизнес план  по выращиванию грибов  должен быть одновременно емким и кратким.

  1. Написать о цели создания такого бизнеса;
  2. Определиться, какими будут материальные затраты на начальном этапе. По мнению экспертов, чтобы создать плантацию площадью в 25-30 кв. м, необходимо иметь примерно 300 – 500 долларов. Деньги будут нужны  на подготовку помещения, на приобретение мицелия и грунта, на какое-то оборудование. Эта сумма в скором времени полностью окупится.  Если есть готовое к эксплуатации помещение, то денег потребуется еще меньше.
  3. Определиться с целевым клиентом. Разумеется, на первых порах вашим покупателем будет не крупная оптовая фирма, а, скорее всего, частная торговая компания. Имейте в виду, что в любом способе реализации есть свои минусы и плюсы.

- Реализация через оптовую компанию:

плюс – можете продать одновременно большую партию грибов;

минус – на продукцию будет установлена довольно низкая цена.

- Реализация через продовольственные магазины:

плюс – цена приемлемая, могут быть реализованы довольно большие партии грибов;

минус – накладные расходы, необходимость введения в штат хозяйства сотрудника, отвечающего за взаимодействие с магазинами, необходимость заключения договора;

- Самостоятельная реализация через рыночные торговые точки:

плюс – высокие цены реализации;

минус – таким образом можно продать лишь небольшие партии. Опять же расходы на продавца.

  1. Ваше предприятие должно быть зарегистрировано. Эта стандартная процедура, в принципе, обходится не дорого. Вы приобретаете статус индивидуального предпринимателя. Но ваш маленький на первых порах бизнес должен иметь юридическое обеспечение, а также свою бухгалтерию.
  2.  К вашему предприятию всегда будут проявлять интерес надзирающие службы. К грибам, как к продуктам питания, предъявляются особые требования, поэтому вы должны  иметь лицензию о соответствующем качестве ваших грибов.
  3. Со временем, когда бизнес войдет в силу, возможно, придется прибегнуть к услугам частной охраны. Расходы на нее также должны войти в перспективный бизнес план.
  4. Услуги менеджеров, которые будут в недалеком будущем «продвигать» вашу продукцию. Оплата рекламы. Все эти расходы ждут вас не в начале бизнеса, а после того, как вы расправите плечи и будете представлять солидное фермерское хозяйство. А в начале своей деятельности пригласите грамотного экономиста и вместе с ним прикиньте будущие расходы, которые бы согласовывались с вашими возможностями. При этом вы должны учесть размер помещения, стоимость посадочного материала, оплату транспорта, коммунальных услуг. И, разумеется, предстоящие налоги.
  5. Опытные фермеры советуют новичкам не начинать бизнес с выращивания грибов в промышленных масштабах. Для старта достаточно небольшого объема. Это позволит набраться необходимого опыта, а, главное, не допускать в будущем типичных для дилетантов ошибок.